Психологический словарь "К"
 Главная   | ПсихологияРесурсы  |  Гостевая  |  Карта сайта    
   В представленном словаре собраны определения различных отраслей психологии и смежных наук, краткие биографии видных ученых, чьи имена непосредственно связаны с психологической наукой.
А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н -
О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Э - Ю - Я

   КАБАНИС ПЬЕР-ЖАН-ЖОРЖ (Cabanis, 1757-1808) — фр. врач и философ, ученик Кондильяка, участник Великой фр. революции. Написал дневник болезни и смерти графа Мирабо. Главный труд: «Отношения между физической и нравственной природой у человека» (1-е фр. изд. 1802; на рус. языке, 1865-1866), в котором утверждал, что мозг выделяет мысль подобно тому, как печень выделяет желчь (вульгарный материализм). (Б. Мещеряков)

   КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1818-1885) — рос. юрист, историк и публицист, профессор Московского и Санкт-Петербургского ун-тов (до 1862); известен и как автор работ по психологии и этике: «Задачи психологии» (2-е изд., 1883), «Задачи этики» (2-е изд., 1887). Полемизировал с И. М. Сеченовым, отстаивая самостоятельность психологии как науки, которую считал ключом ко всем областям знания, центром человекознания. (Б. Мещеряков)

   КАЖУЩЕЕСЯ ДВИЖЕНИЕ (англ. apparent motion) — иллюзорное восприятие движения, возникающее при последовательном предъявлении статических стимулов на разных пространственных позициях. Син. стробоскопическое движение. Наблюдается не только в зрительной, но и др. модальностях, напр. слуховой и тактильной. Благодаря К. д. кинозрители получают впечатление плавно движущихся объектов при наблюдении спроецированных на экран неподвижных изображений, запечатленных на кинопленке. Одну из первых демонстраций зрительного К. д. осуществил в 1832 г. бельгийский физик Жозеф Плато с помощью созданного им прибора — «фенакистископа» (греч. — «обманывающий зрение»), который представлял собой вращающийся диск с нарисованными по краю фигурами дровосека в разных фазах движения; фигуры наблюдались через щель и производили впечатление работающего дровосека. Г. Экснер (1875) описал К. д. при наблюдении искровых разрядов.
   Детальные исследования К. д. начаты гештальт-психологами. Можно сказать, что и сама гештальт-психология началась с классической работы М. Вертгеймера (1912) по К. д., в которой были выделены феноменологически и психофизически разные типы К. д.: частичное; оптимальное (названное Ф. Кенкелем «бета-движением»); феноменальное («фи-движение»). Последнее возникает при сверхоптимальных межстимульных интервалах (80-200 мс), заключается в переживании «чистого» (бесформенного) движения и трактуется гештальт-психологами как доказательство сенсорного («невыводного») характера восприятия движения. Нем. психолог Адольф Корте (1915) описал т. н. «дельта-движение» — К. д. в направлении, противоположном направлению смещения 2-го (и более яркого) объекта относительно 1-го. Он же эмпирически установил для восприятия оптимального К. д. 4 приблизительных уравнения, которые попарно связывают такие стимульные переменные, как пространственное смещение, время экспозиции, межстимульный интервал и «интенсивность» (не только яркость, но и размеры) стимулов. Дэниел Канеман (1967) ввел еще одно правило для сохранения оптимального К. д.: правило постоянства асинхронии включений стимулов, т. е. суммы времени экспозиции 1-го объекта и межстимульного интервала (при изменениях этих слагаемых). Однако этому правилу не подчиняется эффект К. д., обнаруженный при последовательном предъявлении в одной и той же апертуре 2 синусоидальных решеток (одинаковой пространственной частоты) с некоторым сдвигом по фазе. Особенностью этого эффекта, названного «суммакинезом», являются крайне малые значения межстимульного интервала (3-50 мс). Стимульные условия и феноменологические свойства суммакинеза хорошо предсказываются моделью зрительной временной суммации с бифазической импульсной реакцией.
   Влияние значения (предметной интерпретации) на К. д. демонстрируется с помощью иллюзии Линка. Попеременно предъявляются 2 пятна света, расположенные с внутренней стороны дугообразной полосы («желоба»). Без дуги возникает впечатление обычного прямолинейного движения пятна, при наличии дуги «видится» катящийся по дну «желоба» шарик. (Б. Мещеряков)

   КАЗУАЛЬНЫЙ (от лат. casus — случай) — случайный, единичный, не поддающийся обобщению (типологии). Не путать с каузальным.

   КАЗУИСТИКА (англ. casuistry) — учение средневековых схоластов о примирении со своей совестью при столкновении разных норм и обязанностей (своего рода рациональный способ разрешения внутренних конфликтов). Позднее это учение нашло яркое развитие и практическое применение у иезуитов, оправдывавших безнравственные и преступные деяния, напр. на основе принципа «цель оправдывает средства» (см.: Интенционализм). В переносном смысле — изворотливость в доказательстве сомнительных положений; крючкотворство.

   КАЗУС, КАЗУИСТИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ (лат. casus — случай).
   1. Необычный случай (сложный, запутанный или смешной). Ср. курьез.
   2. Юридический термин, обозначающий случайное действие, имеющее признаки правонарушения, но без элемента вины; в др. значении — всякое сложное, запутанное дело.
   3. Мед. термин, означающий случай редкого заболевания.

   КАЙНОФОБИЯ (греч. kairos — новый + phobos — страх) — навязчивый страх (боязнь) по отношению к новым объектам, ситуациям, знакомствам. Ср.: ксенофобия.

   КАЙФ (араб. kef — состояние опьянения от употребления гашиша; или безделье).
   1. Состояние опьянения.
   2. Состояние всякого рода удовольствия.

   КАКОГЕВЗИЯ (от греч. kakos — дурной + geusis — вкус) — нарушение чувства вкуса, при котором больные с удовольствием употребляют такую пищу, которую здоровые люди едят с отвращением; наблюдается, напр. при истерии. Син. дисгевзия.

   КАКОГРАФИЯ (от греч. kakos — дурной + grapho — пишу) — один из видов орфографических упражнений при обучении правописанию, в которых уч-ся предлагается исправлять ошибки в неправильно написанных словах (А. Г. Вишнепольский). Эта методика имеет также более благозвучное название — «корректура».

   КАКОСМИЯ (от греч. kakos — дурной + osme — запах).
   1. В широком смысле: всякий неприятный запах.
   2. В более узком и специальном смысле: К. — нарушение чувства обоняния, при котором обычно приятные или нейтральные запахи иллюзорно ощущаются с неприятным аффективным тоном (напр., как гнильные). К. м. б. следствием наличия кариозных зубов, хронического тонзиллита, острых и хронических синуитов и заболеваний желудка. Син.: дизосмия, паросмия.

   КАКОФОНИЯ (от греч. kakos — дурной + phone — звук) — сочетания музыкальных звуков, воспринимаемые как сумбурные, хаотические и неприятные.

   КАМЕРА-ОБСКУРА (от лат. camera obscura — темная комната) — ящик, в передней стенке которого имеется небольшое отверстие, а на против. стенке — полупрозрачный матовый экран; проходящие через отверстие лучи света от к.-л. предмета дают на против. стенке перевернутое изображение предмета. В средние века К.-о. рассматривалась как модель глаза.

   КАМЛАНИЕ (от алтайского кам — шаман) — обрядовое действие шамана. В некоторых современных методах психотерапии для создания измененных состояний сознания применяются приемы из традиционного репертуара шаманов (см., напр., ребёфинг).

   КАМУФЛЯЖ (фр. camouflage — маскировка).
   1. Способность некоторых животных маскироваться посредством изменения окраски.
   2. Военный термин, означающий способ маскировки предметов (напр., зданий и военной техники) путем их окраски, затрудняющей визуальное обнаружение и опознание. Дополним это краткое определение выразительным примером из лекций Л. С. Выготского: «Перед вами загадочная картинка. Надо найти тигра или льва, но вы не можете его увидеть, потому что части... составляющие тело тигра, являются в то же время частями др. изображений на картинке. Вот почему вам трудно его увидеть. Этот закон... успешно применялся в военной маскировке. Один из нем. ученых создал целую систему маскировки, основанную на том, что в военных целях важно не только окрасить то или др. орудие в цвет местности, но и так его поставить, чтобы его части входили в др. структуру. Это лучший из приемов маскировки». См. Маскировка изображений. (Б. Мещеряков)

   КАНДАУЛЕЗИЗМ — см. Мазохизм.

   КАНТ ИММАНУИЛ (Kant, 1724-1804) — великий нем. философ, родоначальник нем. классической философии. Творчество К. подразделяется на «докритический» (до 1770) и «критический» периоды. 1-й период характеризуется интересом к вопросам философии естествознания. Основные работы 2-го периода: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «Антропология с прагматической точки зрения» (1798). Отметив неспособность прежней гносеологии объяснить природу всеобщих и необходимых истин, К. пришел к выводу, что знание представляет собой синтез чувственного опыта и априорных форм мышления, носителем которых является сам субъект. В этическом учении К. утверждал автономию человеческой воли и абсолютные нормы, коренящиеся в субъекте нравственного самосознания. Высшая ступень морального совершенства человека — мудрость; она не заразительна, ее нельзя внушить, «каждый должен извлечь ее из самого себя». Согласно основному моральному закону («категорическому императиву») К., человек должен руководствоваться принципами, способными быть основой всеобщего законодательства, и никогда не относиться к др. человеку лишь как средству достижения своих целей. Тем самым К. поставил вопрос о личности как высшей ценности. Психологи до сих пор охотно цитируют кантовские описания и оценки типов темперамента; используют его дихотомии темпераментов (темпераменты действия и чувства) и эмоций (астенические и стенические); ссылаются на кантовские описания национальных характеров. В целом можно признать, что в трудах К. содержится много ценных, не утративших для современной психологии наблюдений и обобщений. См. также Человекознание. (А. М. Каримский.)

   КАПП ЭРНСТ (Kapp, 1808-1896) — нем. географ и философ, занимавшийся вопросами философии техники. Отмечал 2 отличительные способности человека, определившие развитие труда и техники: способность к самонаблюдению и способность к «проекции органов» (органопроекции), т. е. созданию и применению орудий, усиливающих функции органов человеческого тела. См. Флоренский П. А. (Б. Мещеряков)

   КАПРИЗЫ ДЕТЕЙ (англ. child caprices) — формы поведения, выражающиеся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании (см. Негативизм детский, Упрямство).

   В раннем и дошкольном возрасте проявление К. д. сопровождается обычно плачем, криком, двигательным возбуждением и др. аффективными симптомами. При этом К. д. могут носить характер случайных, эпизодических проявлений (случайные К. д.). Такие К. д. чаще всего возникают как следствие заболевания, усталости, перевозбуждения, перегрузки впечатлениями.

   Нередко, однако, К. д. превращаются в привычную форму поведения, при помощи которой избалованный ребенок добивается осуществления своих желаний (инструментальные К. д.). Основная причина возникновения таких К. д. — неправильная организация взаимоотношений ребенка со взрослыми.

   К. д. могут также возникнуть как реакция на разнобой в предъявляемых к ребенку требованиях, на чрезмерные требования со стороны взрослых (см. Негативизм детский). Иногда в основе К. д. лежат острые и глубокие переживания (см. Аффективные дети), связанные с неудовлетворением потребностей ребенка в любви к нему, внимании, уважении, самостоятельности (см. Фрустрация). Иногда К. д. возникают как своеобразный протест и реакция ребенка на эмоциональную травму (напр., отъезд родителей в длительную командировку, появление отчима или мачехи, младших братьев или сестер).

   Основной путь предупреждения К. д. — правильная организация жизни и деятельности ребенка, создание нормальных взаимоотношений в семье, спокойная требовательность и одновременно внимание к интересам и потребностям ребенка, включение его в детский коллектив. Важное значение в предупреждении К. д. имеют меры, направленные на укрепление н. с. ребенка: соблюдение режима сна, питания, устранение переизбытка впечатлений и т. д.

   Для преодоления К. д. не следует прибегать к угрозам, насилию. Попытка «сломить силой» К. д., как правило, приводит к еще большему перевозбуждению или углублению аффекта. Очень опасно, как показывают психологические исследования, наказывать ребенка лишением любви. Но вредны и упрашивания, постоянные уступки, которые способствуют закреплению К. д. В качестве приема преодоления К. д. может служить отвлечение ребенка от объекта недозволенных желаний и переключение его внимания на др. объект, спокойное игнорирование К. д. (если они не наносят ущерба здоровью ребенка и не вредят окружающим); в некоторых случаях полезен метод естественных последствий, когда взрослые позволяют ребенку испытать результаты своих действий, совершаемых в состоянии каприза.

   КАРТЕЗИАНЦЫ (англ. cartesian) — ученики и последователи Декарта Р. (Картезия). Из известных К. отметим нем. философов А. Гейлинкса и Н. Мальбранша (см. Дуализм).

   КАРЬЕРИЗМ — эгоистическое стремление к успеху в деятельности и должностному продвижению, что является одним из проявлений мотивации достижения (см. Достижения мотив.).

   КАСПЕРА СИМПТОМ (англ. Casper symptom) — навязчивый страх покраснеть, смутиться под взглядом посторонних. Син. эритрофобия (erythrophobia). См. Неврозы, Фобии.

   КАССИРЕР ЭРНСТ (Cassirer, 1874-1945) — нем. философ, представитель марбургской школы неокантианства. Вначале занимался философскими проблемами математики и естествознания, в 1920-е гг. создает философскую концепцию культуры, являющуюся своего рода философской антропологией («Философия символических форм» в 3-х тт., 1923-1929). Эмигрировал из нацистской Германии в 1933 г., жил в Англии, Швеции, последние несколько лет в США, где написал книгу «Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры» (1944), которая отражает содержание его лекций в Йельском ун-те и подводит итог всего творчества. «Философия символических форм» охватывает разные типы символических деятельностей и форм (г. о. язык, миф, религия, искусство, наука). Центральным понятием служит широкое понятие символа (ср. Психология искусства, Флоренский А. П.). В развитии символов К. выделяет 3 основные ступени (уровня): уровень непосредственного выражения (напр., выразительные движения), уровень репрезентации с помощью более или менее полного подобия и уровень условного обозначения посредством знаков. В семиотике Пирса—Морриса этим ступеням можно поставить в соответствие индексальные, иконические и символические знаки. (Б. Мещеряков)

   КАТАЛЕПСИЯ — см. Гипноз.

   КАТАРАКТА (от греч. katarrhaktes — водопад) — врожденное или приобретенное помутнение хрусталика глаза или его сумки, вследствие чего наступают нарушения зрения (в т. ч. слепота).

   КАТАРСИС (от греч. katharsis — очищение) — термин, используемый в эстетике, в психологии искусства, психоанализе.
   Аристотель в «Поэтике» ввел сам термин «К.» в свое учение о трагедии для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания.
   Л. С. Выготский в «Психологии искусства» (1925) выдвинул гипотезу о применимости понятия К. к разным видам искусства: «никакой др. термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому К., т. е. к сложному превращению чувств»; «в этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается К. эстетической реакции».

   В психоаналитической теории этим термином обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний. Отсюда название «катартический метод» Брейера—Фрейда, который явился предварительной ступенью к психоанализу (Б. Мещеряков)

   КАТАТОНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ — см. Синдромы психопатологические.

   КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ОШИБКА (англ. categorical error) — термин англ. философа-аналитика Гилберта Райла (Ryle, 1900-1976) для обозначения ошибочного отнесения фактов, соответствующих одной категории, к некоторой др. Аналогичное явление в процессе восприятия называется «ошибкой опознания». (Б. Мещеряков)

   КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. categorical perception) — свойственная высшим формам восприятия расчлененность стимульного пространства на диффузные подмножества (перцептивные категории, обобщения). Примером может служить фонематический слух, который характеризуется легкостью узнавания в разнообразных по акустическим свойствам звуках одну и ту же фонематическую категорию. Психофизический анализ показывает, что различение звуков, категоризируемых как одна фонема, затруднено по сравнению с различением звуков, принадлежащих к разным фонемам, даже если элементарные акустические различия в 1-м случае больше, чем во 2-м (см. Категориальный эффект). К. в. демонстрируется и на примере восприятия цвета. Границы между перцептивными категориями нечетки и подвижны, что связано с изменчивостью перцептивных задач, встающих перед субъектом. Так, восприятие одних и тех же звуков может иметь или не иметь свойственного фонематическому (речевому) слуху категориального характера в зависимости от того, относится ли слушатель к ним как к звукам речи или нет (см. Опознание, Перцептивные действия, Узнавание).

   КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ (англ. categorical effect) — объекты, незначительно отличающиеся по своим физическим признакам и относящиеся к разным категориям (классам), кажутся наблюдателю (воспринимаются) более разными, чем объекты с существенными физическими различиями, но относящиеся к одной и той же категории. См. Категориальность восприятия. (А. И. Назаров.)

   КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — см. И. Кант.

   КАТЕКСИС (англ. cathexis) — термин динамической психологии, соответствующий нем. слову besetzung (букв. «инвестирование», «вложение», «вклад»). Последним пользовался З. Фрейд для обозначения энергии бессознательного (ид), которая переключается и прочно сцепляется с некоторыми объектами (точнее, с образами этих объектов). В более широком смысле катектируемые объекты — это небезразличные для субъекта предметы, люди, знаки, действия, идеи; иначе говоря, это объекты, вызывающие интерес и имеющие для него личностный смысл. Напр., к первым объектам, катектируемым ребенком, обычно относятся родители. Сильным катексис-стимулом является собственное имя, которое способно нарушить даже биоэлектрическое молчание коматозного мозга. (Б. Мещеряков)

   КАТЕХОЛАМИНЫ (англ. catecholamines) — группа биологических аминов, в которую включают адреналин (эпинефрин), норадреналин (норэпинефрин) и дофамин (допамин). Первые два являются как гормонами (мозгового вещества надпочечников), так и медиаторами (нейромедиаторами), дофамин — медиатор. Структуры мозга с такими медиаторами называются катехоламинэргическими. Согласно дофаминовой гипотезе, биологической основой некоторых симптомов шизофрении м. б. перепроизводство дофамина в нейронах лимбической системы. Гипотеза опирается на психофармакологические факты. См. также Синапсы. (Б. Мещеряков)

   КАУДАЛЬНЫЙ (от лат. cauda — хвост) — анатомический термин, означающий расположение к.-л. части тела ближе к хвостовому (тазовому) концу тела. Против. направления называются краниальное и ростральное. Кроме того, К, — относящийся непосредственно к хвосту и соответствующему отделу позвоночника.

   КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ — см. Атрибуция каузальная, Каузальный.

   КАУЗАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — см. Самодетерминации теория.

   КАУЗАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (от лат. causa — причина + греч. dynamis — сила) — важнейший компонент методологии школы Л. С. Выготского. К.-д. а. имеет своей целью выделение «единицы», трактуемой Выготским как продукт анализа, который обладает основными свойствами, присущими целому, и является далее неразложимой живой частью этого единства. К.-д. а. противопоставляется анализу, разлагающему целое на составные элементы и тем самым исключающему изучение сложного целого во всем его своеобразии, сводя его к процессам более элементарного порядка. Характеризуя К.-д. а., Выготский указывал на 3 главных момента, которые составляют его основу: анализ процесса, а не вещи; анализ, вскрывающий реальную каузально-динамическую связь, а не внешние (фенотипические) признаки процесса; анализ генетический, восстанавливающий особенности процессов развития.

   К.-д. а. носит экспериментальный характер и направлен на выявление сущности изучаемых психологических образований. Так, анализ рудиментарных функций позволил Выготскому выделить проблему создания и употребления знаков как средств овладения собственным поведением в качестве того определяющего целого, которое отличает высшее поведение от элементарного, натурального. На основании К.-д. а. мышления и речи Выготский выделяет в качестве единицы речевого мышления значение слова и переходит к изучению становления и развития словесного значения, его высших форм.

   КАУЗАЛЬНЫЙ (от лат. causa — причина) — причинный; напр., К. объяснение, противоположно акаузальному (ср. Акцидентализм). Не путать с казуальным. См. Атрибуция каузальная.

   КВАНТ ПРЕДМЕТНОГО ДЕЙСТВИЯ (англ. quantum of object action) — часть действия, имеющая структуру целостного действия, но отличающаяся своей динамикой. Напр., динамический паттерн медленного равномерного движения, которое выглядит как плавное и непрерывное и таким же представляется исполняющему его субъекту, состоит из ряда волн увеличения и падения скорости, следующих друг за другом от нач. до окончания всего двигательного акта. Последний представляет собой результат усреднения ряда таких волн (квантов), а его динамика также имеет форму волны, но с др. (меньшими) значениями скоростей разгона, стабилизации и торможения. Квантовая природа характерна не только для скоростных параметров движения, но и для его чувствительности к изменениям ситуации и состояний двигательного аппарата. В отличие от единицы анализа психики, являющейся только качественной категорией и определяющейся во многом в зависимости от субъективного контекста аналитической процедуры (хотя она и опирается на объективные данные), К. п. д. имеет как качественные, так и количественные свойства, присущие действию субъекта и скорее обнаруживаемые, чем конструируемые, в результате анализа. Качественные свойства кванта определяются содержанием того параметра (или элемента) действия, к которому он относится: при чтении квантом м. б. фиксационная пауза или даже отдельный дрейф глаза во время фиксации; при выполнении движения — скоростная волна и т. п. (квантовая природа др. предметных действий пока не исследована). Количественными мерами кванта являются время (длительность), амплитуда (для действий, имеющих внешнее выражение в моторике) и производные показатели (скорость, ускорение и т. п.). Длительность кванта существенно зависит от содержания действия, характера и степени его освоения субъектом, способов реализации. Т. о., в кванте отражается вся структура и динамика действия как целостной единицы. Для исследования К. п. д. применяются методы прерывания обратной связи, измерения психологической рефрактерности (Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко), фиксационного оптокинетического нистагма (Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов). (А. И. Назаров.)

   КВИЕТИЗМ (от лат. quietus — спокойный, бездействующий).
   1. Религиозно-этическое учение, проповедовавшее доверие, смирение, покорность, пассивное отношение к действительности, подчинение божественной воле. Идеи К. развивал испанский священник М. Молинос (1628-1696) в своей работе «Духовный руководитель» (1675); объявлены ересью.
   2. Безучастное, пассивное отношение к жизни, непротивление, воздержание от активной деятельности. Отчасти К. присущ толстовской проповеди непротивления злу насилием.

   КЕЛЛЕР ЕЛЕНА (Keller, 1880-1968) — знаменитая амер. слепоглухонемая (с 2 лет), которая достигла высокого интеллектуального развития (окончила ун-т, написала автобиографию, получила ученую степень) с помощью развитого осязания (чтение по способу Брайля) и «языка пальцев» (см. Дактилология, Слепоглухонемота). С 7 лет воспитателем К. была Анна Салливан (Sulliwan-Macy). Благодаря К. и Салливан был разрушен социальный миф об обреченности слепоглухонемых на умственную отсталость. (Б. Мещеряков)

   КЕЛЛИ ДЖОРДЖ АЛЕКСАНДЕР (Kelly, 1905-1966) — амер. психолог, автор оригинальной теории личности и основатель научной школы психологии личностных конструктов. Согласно теории К., человек является исследователем, строящим образ реальности на основе своей индивидуальной системы категориальных шкал — «личностных конструктов». Исходя из этого образа реальности человек предвосхищает (конструирует) гипотезы о будущих событиях. Если эти гипотезы не подтверждаются, человек может перестроить свою систему личностных конструктов для повышения адекватности последующих предсказаний. К. разработал методический принцип «репертуарных решеток», воплотившийся в ряде конкретных психодиагностических методик, использующихся в настоящее время в клинической психологии, психологии обучения и др. (Д. А. Леонтьев.)

   КЁЛЕР ВОЛЬФГАНГ (Köhler, 1887-1967) — нем.-амер. психолог, один из создателей гештальт-психологии. В 1910-х гг., работая на антропоидной станции Прусской академии наук (на острове Тенерифе), исследовал мышление у шимпанзе и сделал вывод о несостоятельности понимания мышления животных в бихевиоризме как решения задач путем слепых проб и ошибок (см. Метод проб и ошибок) и о наличии у человекообразных обезьян (в отдельных случаях и у животных на более ранней филогенетической ступени) интеллектуального (продуктивного) поведения. Проанализировав условия решения обезьянами продуктивных задач, он заключил, что в основе такого решения должно лежать образование «хорошего гештальта» в зрительном поле животного (см. Инсайт).

   Позже, занимаясь общепсихологическими вопросами, пришел к выводу о наличии целостных структур (гештальтов) не только в сознании, но и в физиологии и физическом мире, в связи с чем при решении психофизиологической проблемы разделял концепцию антилокализационизма. Идеи К. о наличии принципиальной общности строения целостных структур в различных сферах реальности сыграли определенную роль в становлении системного подхода в психологии. Эмигрировав в США (1935), К. продолжил исследования по проблеме электрофизиологических основ образования гештальтов в сознании. Удостоен награды «За выдающийся вклад в науку» Амер. психологической ассоциацией (1956), был президентом этой ассоциации. (Е. Е. Соколова.)

   КИДНАП (киднеппинг; от англ. kidnap) — похищение людей, г. о. детей, с целью вымогательства выкупа.

   КИНЕЗ (от греч. kinesis — движение) — ненаправленная двигательная реакция (локомоторного или частного типа), при которой скорость движения зависит от интенсивности стимула, а не от направления его действия. К. свойственны только животным (а не растениям). Напр., щупальца гидры в поисках пищи медленно движутся в разных направлениях, но если в непосредственной близости от гидры поместить водяных блох, щупальца начинают двигаться быстрее. Ср. Таксисы. (Б. Мещеряков)

   КИНЕСИКА (kinesics, от греч. kinesis — движение) — раздел паралингвистики, изучающий коммуникативные функции движений тела. Основателем К. считается амер. антрополог Рэй Ли Бердвистелл (Birdwhistell). По аналогии с фонемами и морфемами, в К. выделяются такие единицы, как кинемы и кинеморфы. (Б. Мещеряков)

   КИНЕСТЕЗИИ РЕЧЕВЫЕ (точнее, речевая проприоцепция) — афферентные импульсы, идущие от речевых органов в кору головного мозга и являющиеся, по И. П. Павлову, базальным компонентом 2-й сигнальной системы.

   К. р. возникают в процессе выполнения умственных действий вследствие повышения общего тонуса речевой мускулатуры (тоническая реакция) либо в ответ на кратковременные вспышки речевой двигательной импульсации, возникающей в момент скрытого проговаривания слов (фазическая реакция). К. р. усиливаются при выполнении трудных новых задач и уменьшаются (даже совсем исчезают) при автоматизации умственных операций (см. Навык). При нарушении К. р. у больных с афферентной моторной афазией возникают ошибки в письме, чтении, решении задач, понимании обращенной речи и т. д. См. Речи органы. (Н. И. Жинкин.)

   КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ (от греч. kinesis — движение + aisthesis — ощущение) — ощущения движения и положения собственного тела и его частей, а также прилагаемых мышечных усилий. К. о. возникают на основе нескольких источников сенсорной информации, из которых главные: проприоцепторы, кожные рецепторы, вестибулярная система, зрительная система (т. н. зрительная кинестезия), эфферентные копии (копии моторных команд, поступающие в сенсорные центры и информирующие о предстоящем движении). При параличе глазных мышц К. о. возникают благодаря эфферентным копиям. Следует заметить, что понятие эфферентных копий (разработанное фон Хольстом и Миттельштедтом) во многом совпадает с тем, что В. Вундт называл «иннервационными ощущениями». (См. Реафферентации принцип.)
   Довольно часто К. о. связывают только с проприоцепцией, но это вызывает большую путаницу, поскольку одновременно они понимаются как ощущения движения и положения, которые, как сказано, имеют полимодальную (полисенсорную) основу.
   Проприоцептивная и, еще шире, кинестетическая чувствительность легко вступает в связи с др. видами чувствительности — кожной, слуховой и зрительной. Эти связи образуются на разных уровнях мозга: на уровне ретикулярной системы ствола мозга, на уровне коры, в моторной зоне которой обнаружены полисенсорные нейроны, осуществляющие интеграцию различных видов чувствительности. Структура межсенсорных связей очень запутана и во многом еще не изучена. С одной стороны, они обеспечивают точную информацию о разнообразных движениях субъекта; с др. стороны — сами движения являются основой для точного восприятия в др. модальностях — осязание, зрение и др. См. Индуцированное движение. (Б. Мещеряков)

   КИНЕСТЕЗИЯ (от от греч. kinesis — движение + aisthesis — ощущение) — чувство (восприятие) движения и положения собственного тела или его отдельных частей. Это чувство основывается на разнообразной информации, в получении которой задействованы совершенно разные рецепторы и сенсорные системы. Существуют 3 главных источника кинестетического чувства: проприоцептивная, зрительная и вестибулярная информация. В более узком значении К. отождествляется с проприоцепцией. См. Кинестезические ощущения. (Б. Мещеряков)

   КИПУ (на языке кечуа слово quipu — узел) — примитивное узелковое письмо и/или мнемоническое средство у инков (XV-XVI вв.), представлявшее собой веревку или палку, к которой привязан ряд разноцветных шнурков с завязанными на них узлами (в узлах могли крепиться предметы); информация передавалась посредством расположения, формы, цвета и количества узлов. Древние К. обнаруживаются в погребениях, что говорит об их ритуальном значении, но существует мнение о том, что они широко использовались в административно-хозяйственной деятельности. (Б. Мещеряков)

   КЛАКА (фр. claque) — группа людей, нанятых для создания успеха (шумными аплодисментами, овациями) или провала (свистом, криком) артиста (артистов).

   КЛАССИФИКАЦИИ ОЩУЩЕНИЙ — различные формы (способы) логической группировки ощущений («чувств», видов чувствительности). К. о. тесно связаны с классификациями рецепторов, органов чувств и сенсорных систем; часто классификация, скажем, рецепторов, берется за основу К. о., а К. о. м. б. использована для классификации органов чувств. Рассмотрим наиболее часто используемые в психологии К. о.
   1. Классическая К. о. (строго говоря, просто перечень), идущая от Аристотеля, группирует ощущения по 5 видам внешних чувств (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание). О «6-м чувстве» см. Психология слепых.
   В 1826 г. Э. Вебер (см. Закон Вебера) предложил разделить осязание на чувство прикосновения, чувство веса и температурное чувство. Болевые ощущения и др., более диффузные («темные», по выражению И. Сеченова) переживания, вроде чувства движения (см. Кинестезические ощущения), чувства равновесия и ощущений внутренних органов (см. Ощущения органические), объединялись им под названием das Gemeingefuhl, или общих ощущений.

   2. Г. фон Гельмгольц делил ощущения по категориям модальности; фактически, эта классификация — продолжение классической К. о., поскольку модальности выделяются по соответствующим органам чувств (ощущения, связанные с глазом, относятся к зрительной модальности; ощущения, связанные с ухом, — к слуховой модальности; и т. д.). В современном варианте этой К. о. используется дополнительное понятие субмодальности; напр., внутри такой модальности, как кожное чувство, различают субмодальности: механические, температурные и болевые ощущения. Аналогично внутри зрительной модальности выделяют субмодальности ахроматических и хроматических ощущений (с дальнейшим разделением на качества).

   3. В. Вундт считается родоначальником К. о. (а также рецепторов, органов чувств, сенсорных систем) на основе типа энергии адекватного раздражителя для соответствующих рецепторов: с этой т. зр. ощущения можно делить на световые, механические (в т. ч. звуковые, тактильные, вестибулярные), химические, электрические, термические. Еще Ч. Шеррингтон заметил, что подобное деление справедливо лишь для тех рецепторов, которые обладают узкой избирательностью (специализацией), или, др. словами, имеют определенные адекватные стимулы. Для некоторых рецептивных систем более приемлема физиологическая классификация.

   4. Физиологическая классификация рецепторов (и соответствующих ощущений), разработанная англ. физиологом Чарлзом Шеррингтоном (Sherrington, 1861-1952; лауреат Нобелевской премии 1932 г.), имеет иерархическое строение (рис. 4) и опирается на 2 основания: критерий объективной (соматической) локализации рецепторов и критерий субъективной локализации ощущений (дистантная, т. е. внешняя, экстрасоматическая, и контактная, т. е. соматическая локализация).

   Рис. 4. Классификационная схема рецепторов, разработанная Ч. Шеррингтоном.

   Однако некоторые виды ощущений не укладываются строго в одну категорию физиологической К. о. Напр., болевые ощущения и соответствующие рецепторы формально м. б. отнесены ко всем 3 основным категориям: экстероцепция, интероцепция и проприоцепция, что, в принципе, находится в соответствии с существующей классификацией боли на поверхностную, висцеральную и глубокую.

   5. Г. Хэд делил ощущения (виды чувствительности) на 2 категории (субмодальности): протопатические и эпикритические ощущения (см. Протопатическая чувствительность). Это деление первоначально относилось только к кожной модальности, но по аналогии предполагается, что и в др. модальностях, хотя и в разных пропорциях, представлены более древние и более молодые субмодальности. (См. также Ощущения) (Б. М.)

   КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ СЕНСОРНОГО РЯДА — одна из 2 основных пороговых теорий, выдвинутых в классической психофизике. Возникла как альтернатива пороговой теории Фехнера. К. т. н. с. р. была подготовлена критикой взглядов Г. Фехнера в работах Г. Мюллера, а затем развита в работах Дж. Ястрова, Г. Урбана и др.
   Согласно К. т. н. с. р., сенсорный ряд строится по принципу непрерывности, а не дискретности и, следовательно, понятие сенсорного порога не отражает реального принципа, лежащего в основе работы сенсорной системы (см. Порог сенсорный). Сенсорный ряд есть, по выражению Ястрова, непрерывный ряд промежуточных степеней ясности, и в нем нет к.-л. точки, отличающейся по своим свойствам от остальных, т. е. не существует порога в сколько-нибудь реальном смысле слова. В основе модели, предлагаемой К. т. н. с. р., лежат 2 положения: а) источником вариабельности результатов, получаемых в эксперименте, считаются внесенсорные факторы, а не флуктуации порога во времени (см. Порог моментальный); б) зависимость вероятности ощущения от интенсивности раздражителя подчиняется нормальному закону Гаусса (см. Нейроквантовая теория).
   Считается, что в каждый момент времени на сенсорную систему воздействует множество различных случайных факторов, влияющих на ее работу либо благоприятным, либо неблагоприятным образом. Баланс этих факторов распределяется по нормальному закону. Возможность возникновения ощущения в ответ на действие к.-л. раздражителя зависит от: 1) его интенсивности и 2) имеющегося в момент действия раздражителя баланса благоприятных и неблагоприятных факторов. Т. о., раздражитель постоянной интенсивности может вызывать или не вызывать ощущение в зависимости от того, на какой баланс факторов он «ложится». Т. к. баланс этих факторов распределен по закону Гаусса, зависимость вероятности возникновения ощущения от интенсивности стимула описывается интегральной кривой нормального распределения, которая никогда не достигает значений вероятностей, равных 0 и 1, а лишь асимптотически приближается к ним. Напр., вероятность появления ощущения при действии слабого раздражителя может лишь приближаться к 0 по мере уменьшения интенсивности раздражителя, но не может его достигнуть. Т. о., благодаря исходным положениям, принятым в К. т. н. с. р., предлагаемая ею модель в понятии сенсорного порога не нуждается. (К. В. Бардин.)

   КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ (англ. cluster analysis) — математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей (как объективных, так и субъективных), характеризующих ряд объектов (напр., испытуемые, стимулы), сгруппировать их в классы (кластеры) т. о., чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в др. классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, которые могут выражаться как в Евклидовой метрике (наиболее употребимой), так и в др. метриках. Метод К. а. нашел широкое применение в психолингвистике, характерологии, антропологии, археологии и др. (В. Ф. Петренко.)

   КЛАУСТРОФОБИЯ (от лат. claustra — клетка; преграда) — навязчивый страх перед пребыванием в замкнутом пространстве, закрытом помещении. См. Изоляция, Космическая психология, Навязчивые состояния, Неврозы, Фобии.

   Далее:

   - КЛЕПТОМАНИЯ — КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
   - КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА — КОРТИКОСТЕРОИДЫ
   - КОРТИКОФУГАЛЬНЫЙ — КЮЛЬПЕ О.